• Театр Квартет И

Квартет И

О театре

Театр «Квартет И», чья площадка находится в ДК им. Зуева, давно уже занял прочное место в театральной жизни столицы.

Четверо постоянных, узнаваемых поклонниками артистов, умение пошутить над всем и вся, камерность постановок, где много, одновременно искренне и с юмором, говорят о наболевшем, а также много поют, — вот краткая характеристика театра, те черты, за которые «Квартет И» любим и востребован театральной публикой.

Бессменные участники «Квартета И» — это Леонид Барац, Ростислав Хаит, Камиль Ларин, Александр Демидов и Сергей Петрейков, главный режиссер «Квартета».

Они ставят свои спектакли и продюсируют «неквартетные» в проекте под названием «Другой театр».

Они не то чтобы сотканы из противоречий, но на фоне многих других коллективов они — отчетливо другие, все время ищущие среди пафоса, лиризма, иронии, мрачного юмора — свою интонацию. Изо всех жанров «Квартет И», любящий совмещать в одном спектакле, наряду с традиционными монологами и диалогами, и песни, и видеовставки, — из всего разнообразия жанров и традиционных сценических ходов они выбирают и строят свои приемы. Ищут то, что отличало бы их от других и, главное, позволило бы сказать что-то важное.

Они могут говорить о чем-то непритязательном, подмечать мелкие бытовые детали, из которых складывается наша каждодневная жизнь, а могут уйти в сюрреалистическое повествование о том, как разношерстная компания оказалась в замкнутом пространстве без окон и дверей.

Они немало внимания уделяют обывательскому (и посмеиваются над ним), и, в то же время, нередко умудряются взять неожиданно серьезную ноту и заговорить о верности, о Родине, о вере в Бога, о Страшном суде.

Своими спектаклями «Квартет И» обращает внимание публики на то, о чем не стоит забывать, в сущности, на то, из чего складывается наша жизнь: на смесь повседневных мелочей и высоких материй. Обращает внимание — и шутит над этим. Ведь юмор помогает лучше осознать и принять нашу жизнь!

Квартет И
Квартет И

Немного истории

Театр «Квартет И» появляется в 1993 году, и, по всей видимости, уже тогда становится ясно, что для этого творческого коллектива узок формат привычных жанров, штампов, театральных условностей. Первый спектакль называется: «Это только штампы», — уже в названии этой, подшучивающей над шаблонными эстрадными номерами, постановки, читается ироничное отношение к стандартным приемам. Почти десятилетие «Квартет И» играет, полагаясь, в основном, на традиционные эффекты, типовые эстрадные номера, и тем временем ищет нештампованное, свое.

В процессе поисков труппа продолжает прощупывать границы привычного театра: в 1995 «Квартет И» превращает в эстрадное шоу «Лекаря поневоле» Ж.- Б. Мольера, в 1999 беззастенчиво «дописывает» «Милейшего Селимара» Э. Лабиша. По ходу дела открывает, ломая «четвертую стену», импровизационные постановки «Актерские игры», где актеры должны играть то, что предложил зритель. В 1999 «Квартет И» даже участвует в соревнованиях с «О.С.П.– студией» за звание лучших импровизаторов-юмористов!

В 2001 году выходит спектакль «День Радио». Начиная с этого времени можно говорить об «авторском» театре: спектакль смешанного жанра, в котором пытаются спасти радиопередачу ведущие вымышленного «Как Бы Радио», — самостоятельная пьеса, авторами которой стали Л. Барац, С. Петрейков и Р. Хаит. Музыкально насыщенный, многочисленными песнями спектакль обязан А. Кортневу и группе «Несчастный случай».

Сотрудничество с группой «Несчастный случай» продолжается и в следующем спектакле — «Дне Выборов», который вышел в 2003 году. В этой постановке радиоведущие все того же «Как Бы Радио» проводят агитационную предвыборную кампанию. Шуток и смеха по-прежнему много.

Ироничный тон был нащупан сразу, с первой же постановкой. А вот та лиричная интонация, следуя которой актеры признаются в наболевшем, остроумно подмечают бытовые жизненные детали, делятся душевными переживаниями, — все это пришло позднее. В 2008 году родился спектакль «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках». Это — новая веха в истории театра. Отныне «Квартет И» сравнивают с Е. Гришковцом, говорят о камерной интимности их спектаклей, об обстановке, отличающейся особой искренностью и душевностью.

За «Разговорами…» последовали «Письма и песни мужчин среднего возраста времен караоке, дорожных пробок и высоких цен на нефть», премьера которого состоялась в 2012 году, и «…в Бореньке чего-то нет», поставленный совсем недавно, в 2016.

В «Письмах…», как и в «Разговорах…», многие узнают себя: в спектаклях немало метких универсальных наблюдений, которыми делятся актеры.
«…в Бореньке чего-то нет» — спектакль про кино, в котором действие происходит на съемочной площадке. Здесь уже вряд ли у многих зрителей возникнет желание отождествить себя с кем-нибудь из персонажей, но и разочарованными те, кто привык к потокам рефлексии и неиссякаемому юмору, не уйдут. «Квартет И» остался верен себе. И, вероятно, останется.

Леонид Барац
1

ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР

Дом культуры имени Зуева

Здание Дома культуры им. Зуева – один из наиболее ярких и известных в мире образцов конструктивизма. Архитектор Илья Голосов (1883 – 1945) спроектировал это сооружение в 1926 году. Начало строительства приурочили к юбилею революции и уже в августе 1929 года работы были завершены. Своё первое название «Клуб союза коммунальников имени товарища Зуева» здание получило в честь казнённого участника революции 1905 года, слесаря соседнего трамвайного парка Сергея Зуева.

Создававшийся под влиянием кубизма, Дом культуры построен на основе ассиметрично расположенных правильных геометрических форм. Композиционным центром является вертикальный стеклянный цилиндр, на который как будто «надет» весь корпус.

Здание с большим зрительным залом, стильным остеклением фасада, малым залом и группой репетиционных клубных помещений отличается чёткой и компактной композицией. Эффектным образом архитектором решена винтовая лестница из фойе 1 этажа к зрительному залу, проходящая внутри стеклянного цилиндра.

Яркий образец конструктивизма, прошедший разруху войны, последующие перестройки, остаётся и по сей день действующим шедевром творчества знаменитого русского архитектора Ильи Голосова.

Подробная история театра по периодам и годам

Информационный сайт о театре "Квартет И": Александр Демидов, Леонид Барац, Ростислав Хаит, Камиль Ларин, Сергей Петрейков.